Топ-100 орловский спис, традиционная техника русской вышивки

Орловский спис

Существует вид традиционной русской вышивки, известный как орловский спис.

орловский списИстория появления

Появление данной вышивки связывают с племенем вятичей, живших в старину на землях Орловщины. Место появления орловского списа — несколько сел под Орлом, где в начале 19 века был найден данный вид шитья учеными того времени. В нем видны образы птиц, ромбов с длинными концами, крестов и остальных символов. Тех, которые в старину считались языческими знаками, имеющими магическую мощь. То есть своего рода обереги.

Ученые находят в узорах орловского списа развитие обычаев шитья, которое именуют еще русским шитьем.

Характерные отличия техники орловский спис от других видов вышивки

  1. Назвали бранное шитье по методу исполнения. Для малого узора на ткани с применением дощечек-бральниц считалось конкретное число нитей основы.
  2. Вышивается орловский спис четким счетом по ниткам ткани, отчетливыми маленькими стежками, создающими бранки–узоры, наполняющие силуэт.
  3. Основное своеобразие техники вышивки орловский спис — текучесть, переход одного образа в другой.
  4. Наиболее знаменитые образы техники вышивки орловского списа — «Древо Жизни», «Птица-Пава»,  «Лягушка-рожаница», позднее – «Двуглавый орел». Особенно важным для орловского списа является «Древо Жизни».
  5. Темы на изделиях бывают вместе с солярными символами – кругами, деревья там как сказочные создания, живущие по собственным, лишь им ясным правилам.
  6. Характерной особенностью техники вышивки орловского списа является многоликость. В его переменчивых образах немало разных знаков, в которых угадываются животные, явления природы. По ним можно узнать о представлениях и внутреннем мире русских людей несколько столетий назад.
  7. Традиционное для этих изделий — сплетение красного и голубого, с преимуществом красного. Это подчеркивает жизнеутверждающие начала, характерные для такой техники вышивки.
  8. Рисунки техники вышивки орловский спис различаются огромным разнообразием. Ромбические и разные геометрические темы, необычные цветки. Почти у каждой вышивки есть свои оригинальные особенности, характерные для тех, кто их делал.

орловский спис орловский спис орловский спис

Как выполняется

Силуэты фигур в такой техники вышивки шьют тамбурным или стебельчатым швом некоторым количеством нити темного цвета. В силуэте делают наполнение подробностей узора. Даже небольшую деталь узора внутри контура, зашивают мелкими разделками, именуемыми бранками.

Бранки разделяются на некоторое количество видов:

  1. Обыкновенные бранки. Стежки и промежутки равные по размеру. орловский спис
  2. Составные бранки. Короткие и длинные стежки, а еще промежутки, которые повторяются в любом ряду. орловский спис
  3. Трудные бранки. Стежки и промежутки, разные по протяженности и по расположению в изделии. Орловский спис

Инструкция по выполнению вышивки Орловский спис

Нитки:

Выбираем нитки толще ниток ткани. При этом необходимо учитывать вид техники вышивки. Нитки иногда делают так:

  • используют атласные ленты, распуская по нитке;
  • из тесьмы нитки тоже можно использовать для вышивки.

Ни в каком виде не рекомендуется применять обычные швейные нитки.

Ткань:

  • Ткань нужна полотняная и в основном неплотная, с хорошо видными переплетениями. Идеально подходит лен для вышивки, но можно использовать и канву Линда или Давоса.
  • Для переноса схемы на ткань применяют кальку или копировальную бумагу. Надо перевести эскиз на бумагу. Затем, используя копирку, на ткань, которую вы будете использовать для вышивки. Предварительно эскиз рекомендуется зафиксировать булавками, чтоб узор вышел точным.
  • Внимательно осмотреть получившийся эскиз, все ли подробности рисунки перевелись на ткань. Дорисовать то, что недостаточно видно.
  • На нижнюю часть кладут ткань с рисунком, а сверху ее другую. Это делается для того, чтобы не оставить следы на основном полотне.

Стежки:

  • Контур узора делаем швом, именуемый «стебельчатым». Нить применяем в 4 слоя. Тут необходимо непременно учесть величину стежков. Они обязаны быть равными по размеру.
  • Стебельчатый шов необходимо делать слева вправо. Тогда ниточка всегда пребывает с одной стороны иголки снизу или сверху. Поменять ее направленность невозможно, можно испортить шов. Нить для вышивания используют в 2 слоя.
  • Внешние стежки должны укладываться умеренно, с незначительным наклоном, а изнаночные — ровненькой строкой. Тонкостебельчатый шов выйдет шире, когда, исполняя любой следующий стежок, иглу в ткань вдевать по линии темы. А выводить на середину предшествующего стежка на 1 нить выше линии.
  • Надо делать вышивку 2-мя руками. Необходимо прочно зажимать пяльцы. Их необходимо поставить сверху. Рука использует иголку сверху, а рука другая берет ее снизу. Для удержания изделия есть особые крепежи или специальные вышивальные станки .

Еще употребляют некоторое количество остальных видов швов. Например, крест, так как он наиболее подходит для росписи, потому что является плотным.
Употребляют в такой технике вышивки и двойной крест, односторонний и двухсторонний, различающиеся числом стежков. Их должно быть от 1-го до 4.

Итог

Люди, носившие одежду с такой вышивкой, по легенде, постоянно были удачливыми и счастливыми в жизни.
В наше время стоимость всего оригинального, старинного растет. Это отражает интерес людей к такому искусству, возрождается и интерес к применению такой техники вышивки. Но уже с учетом современных возможностей.

Ссылка на основную публикацию
Booking.com